"Наша жизнь - мосты!"

Наша группа ВК

Поделиться:

ПРИТЯЖЕНЬЕ ЗЕМЛИ СОЛЕВАРОВ

Некогда это поселение называлось Леденгское, что в переводе с угро-финского - «низкий песчаный берег» или «песчаная отмель». Десятилетиями здесь варили соль, какую-то, говорят, удивительно целебную.

Притяжение земли солеваровВероятно, высохли те соленосные озера. А вот речка Леденга жива еще. И село стало называться по имени уроженца этих мест, большевика, Ивана Васильевича Бабушкина.
Общей площадью в 7,8 тыс.кв.км, богат Бабушкинский район лесами и реками. А сколько всего рек-речушек, транзитом бороздящих его холмы и долины, никто не пытался сосчитать. Зато известно, где и на какой реке жизненно необходим мост. А еще славятся земляки первого революционера сердечностью и гостеприимством.

«О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ»

Для района одним из «продуктов» первой необходимости, обеспечивающих «жизнедеятельность организма», являются дороги и мосты. С этого начался наш разговор с Василием Николаевичем Кузнецовым, заместителем главы администрации Бабушкинского района.
-Общая протяженность дорог у нас 672 километра. А населения – 15,9 тысяч человек, в том числе в самом Бабушкине проживает 4,82 тысячи человек. Очевидно, что населенные пункты разбросаны по территории района, не хватает мостов. В этом году из территориального дорожного фонда выделены средства только на один мост – через реку Кунож, без устройства подходов к нему. А нам надо, как минимум, пять новых мостов. И своя мостостроительная организация у нас в районе есть – ООО «Мостовик».
Кстати, о бабушкинских мостовиках разговор особый. Начиная с 1991 года, они соорудили более 20 самых разных мостов. Без преувеличения замечу, что это способствовало развитию района – появились кратчайшие пути для внутрирайонного и межрайон-ного сообщения. Даже не верится, что когда-то до Никольска добирались двое суток на «Урале». Кроме того, «Мостовик» многие годы является одной из бюджетообразующих организаций, которых в районе, как говорится, раз-два и обчелся. Разумеется, мы заинтересованы, чтобы «Мостовик» и дальше работал на территории района. А иначе, - без преувеличения,- свертывание объемов дорожного строительства повлечет за собой и сокращение социальных программ. Для районного бюджета это станет весьма ощутимым ударом.

КТО ЕСТЬ «МОСТОВИК»?

Как сказал представитель местной администрации, ООО «Мостовик» крупный налогоплательщик, двигатель прогресса в Бабушкинском районе. Оказывается, истоки этой организации в далеком 1984 году. Семнадцать лет назад приехал сюда работать Александр Дианозович Гоциридзе, за плечами которого уже были мосты гиганты в Харькове, Сочи, через Волгу и строптивые реки Кавказа. А вместе с ним прибыли на славную землю многочисленных рек и лесов его земляки. С техникой, жильем и по объемам строительства не было проблем, ведь мостостроители были призваны реализовать постановление Совета Министров СССР о поднятии дорог (мостов) Нечерноземья. Развал Союза не отразился на взаимоотношениях местного населения и строителей из Грузии. К тому времени кто-то успел жениться на девушках-аборигенках, кто-то перевез в Бабушкино семьи и прочно пустил корни.
С 1991 года они стали работать в общероссийской системе «Автомост». А чуть позднее, как рассказывает Александр Дианозович, из «Автомоста» выросли две мостостроительные организации – «Мостовик», который остался в Бабушкинском районе, и «Строймост», который обосновался в Тотьме.

НАШЕ ДЕЛО – СТРОИТЬ МОСТЫ

Александр Гоциридзе о себе говорит: «Я с 58-ого года работаю на мостах и больше ничего не умею делать, и не хочу». Откуда у директора невеселые мысли о переквалификации?
-Наступивший год оказался еще труднее предыдущего. Во-первых, введение паспортно-визового режима между Россией и Грузией осложнило положение «Мостовика» - были вынуждены уехать наши сородичи, не принявшие российского гражданства, отдавшие России 25-30 лет своей жизни. Второе – это снижение объемов строительства. В прошлом году нам выделили на СМР 14 млн.рублей, а на 2001-й год только 10 миллионов. Есть предложение продолжить работу в Никольском районе. Но принять его в одночасье мы не можем. Слишком весомы накладные расходы. Да и по прошлому году за мост через реку Юг с нами еще не рассчитались. В то же время ресурсы «Мостовика» задействованы лишь на 5% от его возможностей.
-Александр Дианозович, не кажется ли вам, что рыночные отношения – это, как у спартанцев, проверка на живучесть?
-Я понимаю только одно: рабочий класс оставили в стороне, трудовой человек не видит будущее для себя и своих детей. И если вы спросите, был ли я коммунистом, отвечу: да, был и партбилет не сдавал. Только дело ведь не в партийной или классовой принадлежности. Тут вопрос куда более серьезно надо ставить – патриот ты своей страны или нет? А для меня страна по-прежнему одна, хоть и исполосована она нитями границ между бывшими республиками, словно нитями рек в Бабушкинском районе.
-Говорят, что ваши мосты какие-то особенные. Откроете секрет?
-(Смеется). Да нет никакого секрета. Просто мы давно строим мосты на сваях-оболочках. Это китайская технология мостостроения впервые примененная в Саратове. А теперь вот прижившаяся в Бабушкинском районе. Суть ее в том, чтобы продлить долговечность железобетонных опор, и в частности той их части, которая скрыта под водой. Так что, если хотите, считайте эту методику нашим особым почерком, потому что по области такие мосты никто не строит.

«СЕРЬЕЗНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ»

так оценивает работу бабушкинских мостовиков инженер по надзору II категории Владимир Копанев.

Владимир Павлович, который вот уже тринадцать лет занимается техническим надзором в дорожном строительстве, рассказывает, что все построенные «Мостовиком» инженерные сооружения, будь то мост через Сарженьгу или Ершуг, или Лагмарь, - все стоят прочно и выглядят, как новенькие. Тесное взаимодействие мостовиков с ГУ «Дортехнадзор», а также с лабораторией научно-исследовательской фирмы «Оникс», также известной своей принципиальностью и бескомпромиссностью в отношении качества, дает непременно положительный результат. Ведь не секрет, что проектная документация не всегда доработана и в чертежи приходится вносить корректировки, что называется, «в ходе боевых действий».

В числе остро необходимых для Бабушкинского района мостов инженер Копанев назвал следующие: мост через Кунож на автодороге Аниково-Пустошь, через Вохтому-4 на автодороге Аниково-Княжево, через Кептур на автодороге Тимоново-Алексейково и мост через Шарженьгу. Это, так сказать, фронт работ для «Мостовика» на перспективу. Беда в том, что сокращено финансирование строительных работ. И поэтому у мостовиков остается единственно возможный выход – взяться за содержание своих же мостов. Однако при этом было бы неплохо, все-таки, не отказываться от стройки, а параллельно обслуживанию инженерных сооружений вести еще и строительство.

-Как бы там ни было, подытожил наш разговор Владимир Копанев, во главе ООО «Мостовик» сильный лидер, и помощники у него что надо – Эдуард Аврамов и старший сын Александр. А такие, как правило, не сдаются на волю обстоятельствам.

Специальный выпуск «Вологодский дорожник»

вологодской областной газеты «Красный Север» (2001 г.)

Елена Москалёва