"Наша жизнь - мосты!"

Наша группа ВК

Поделиться:

Журнал «Автомобильные дороги 21 века», №3 (74) 2013 г.

РОЖДЕННЫЙ В СССР

Дорожники-ветераны хорошо помнят события, которые некогда укладывались в строго-скупое название государственной программы - «Дороги Нечерноземья». Это было время грандиозных строек. По сути, в стране создавалась сеть основных региональных и общегосударственных автомобильных дорог. Словно кровеносная система, несущая жизнь в самые отдаленные уголки России, эта сеть до сих пор служит верой и правдой. И создавали ее сообща граждане огромной советской страны.

 

В 1983 году, со¬гласно Приказу Министерства транспортного строительства Грузинской ССР, для ликвидации бездорожья в Вологодскую область была направлена мостовая организация МТС ГССР «Автомост».

 

Прочное основание

Вологодчина страдала от повсеместного бездорожья, добраться из одного района области в другой являлось большой проблемой. Не было надежной связи не то что между поселениями, а даже между областным и районными центрами.

Когда в Вологодскую область, в село им. Бабушкина приехали грузинские мостовики, пересудов среди местных жителей было немало. Но довольно скоро бабушкинцы поняли, что сторониться «чужаков» с Кавказа нет причин. Работали те добросовестно, соединяя мостами берега рек и речушек, каковых в районе немало. Ко всему, и командир у них был толковый - Александр Дианозовича Гоциридзе.

 

image001На фото:

Такими были дороги Вологодчины в начале 1980-х.

 

Развал Союза не отразился на взаимоотношениях местного населения и строителей из Грузии. Некоторые и вовсе породнились, женились на местных девушках и в краю озер и берез, что называется, пустили корни.

В 1991 году, в связи с расширением географии работ, «Автомост» разделился на две само-стоятельные организации - ООО «Мостовик» (директор А.Д. Гоциридзе) и ООО «Строймост» (директор Р.И. Тахнамишвили). Постоянным местом дислокации «Мостовика» стал Бабушкинский район.

Дабы участвовать в торгах на строительство мостов в составе автодороги, компания «Мостовик» получила лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности, а также лицензию на проектирование мостов, тоннелей и других инженерных сооружений. Выполняя строительно-монтажные работы профессионально, с высоким качеством и в сжатые сроки, организация стала одним из стабильно работающих подрядчиков на федеральных трассах.

 

Говорит К.В. Чупров, начальник Управления автомагистрали Москва-Архангельск ФДА (Упрдор «Холмогоры»):

-ООО «Мостовик» - дееспособное предприятие, имеет свои отличительные черты. Например, швы на мостах они делают исключительно хорошо. Отмечу также мобильность и определенную смелость трудового коллектива, которым руководит А.А. Гоциридзе. Так, «Мостовик» не испугали расстояния, суровый климат и жесткие сроки на ремонт моста в Ненецком автономном округе. Руководство ООО «Мостовик» организовало весь процесс производства так, что на нашей дороге в Нарьян-Маре менее чем за полгода появился основательно отремонтированный мост.

2011 год. Ремонт моста через р. Качгортинская Курья в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар). 

На фото 2:

2011 год. Ремонт моста через р. Качгортинская Курья в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

Начиная с 1991 года, предприятие «Мостовик» построило более 25 самых разных мостов, большая часть из них - на региональных автодорогах. Дело рук грузинских и русских мостовиков - все мосты в Бабушкинском районе, ряд сооружений в Тотемском, Нюксенском, Никольском, Сямженском, Сокольском, Вожегодском районах Вологодчины.

Мост через реку Печеньга в Тотемском районе – лишь один фрагмент славных дел. Его ждали тысячи людей, живущих на территории муниципального образования «Великодворское». И вот в августе 2009 года - торжественное открытие моста. Людской радости не было границ, ведь компания ООО «Мостовик» сдала отличный объект на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Чуриловка – Великодворье, и теперь пассажирский и грузовой транспорт может ездить через Печеньгу без риска. Не удивительно, что в адрес мостовиков звучали в тот день слова благодарности за то, что они соединяют мостами берега рек и населённые пункты, а значит, улучшают качество жизни людей. Благодарственными письмами областного департамента дорожного хозяйства были отмечены директор ООО «Мостовик» А.Д. Гоциридзе и производитель работ Д.Н. Лещенко. А благодарственными письмами Главы Тотемского района поощрили Д.Н. Лещенко, С.Д. Спасского, А.И. Фогеля, П.Е. Харина.

 

Вот как отзывается про мостовиков, давно ставших своими, глава Бабушкинского района А.П. Секушин:

- «Мостовик» привел в порядок все мосты в нашем районе. Это предприятие стабильно сохраняет свои позиции, являясь бюджетообразующим. Нам очень повезло, что в свое время компания «Мостовик» получила у нас постоянную прописку.

 

2008-2009 гг. Строительство мостового перехода через р. Печеньга в Тотемском районе Вологодской области.

На фото:

2008-2009 гг. Строительство мостового перехода через

р. Печеньга в Тотемском районе Вологодской области.

 

Современный «Мостовик» - как и прежде, непосредственный участник региональных и муниципальных программ развития территорий. Однако есть кое-что консервативное, такое, чему эта организация не изменит никогда – «своей визитной карточке». Это опоры мостов на фундаментах из свай-оболочек. «Такая технология дает 100-процентную гарантию надежности и долговечности, если соблюдать ее абсолютно!», - уверены в коллективе «Мостовика». (К слову, когда в июле 2002 г. в Краснодарском крае и на Северном Кавказе были наводнения, не пострадали лишь мосты на сваях-оболочках. Пять из них были построены при непосредственном участии первого директора ООО «Мостовик» А.Д. Гоциридзе).

 

Дианозович

Александр Дианозович ГоциридзеОн имел за плечами большой опыт строительства мостов в Грузии, Абхазии, Краснодарском крае, на Украине, в Волгоградской, Ря¬занской и Ростовской областях, на сооружениях метромоста в Москве.

Александр Дианозович Гоциридзе (на фото) родился 15 октября 1935 года в многодетной семье, в селе Гунда Онского района Грузинской ССР. Были довольно значимые факты в его биографии, повлиявшие на дальнейший выбор профессии. Как-то в их высокогорный регион Рача приехали работать геологи. Узнав об этом, Александр тут же поспешил познакомиться с новыми людьми. Он с малолетства был любознательным, тянулся к технике. Буровые машины и механизмы, нелегкая мужская работа – это очень увлекло подростка. Но заветным желанием было… строить мосты. Мечта эта вошла в его сердце бурным потоком как река, в которой маленький Сандро однажды чуть было не утонул. И тогда он решил: вырастет, выучится и построит для своих односельчан настоящий мост. Эту недетскую задачу он выполнит и даже перевыполнит сполна. В 1961 году окончит Тбилисский политехнический институт по специальности «Мосты и тоннели». По направлению отправится в Ростов-на-Дону, и на начальной странице трудовой книжки молодого специалиста появится первая запись: мастер строительного участка Мостостроительного поезда № 469 Главмостостроя СССР.

Как потоки горной реки будет стремителен его карьерный рост - и года не прошло, а он уже работает начальником участка Мостоотряда № 40! Доведется ему работать и на особенно интересных объектах. Так, на строительстве моста через речку Хостинку в городе Сочи (начало 1970-х) впервые в Союзе была применена блочная (пакетами) технология сборки пролетного строения из балок длиной по 46-50 м и по 160 тн каждая. А мост на гибких опорах в Гаграх, в Абхазии, чего стоил! Высота опор доходила до 100 метров. «Когда снизу смотришь на эти опоры, то видно, как волнообразно они изгибаются, шевелятся. И вот на эти «живые» опоры предстояло надвигать пролетное строение. Страшно было, но справились», - вспоминал Александр Дианозович времена своей молодости.

Через всю жизнь, которая подобно опорам гагринского моста иногда изгибалась, он пронес горячее стремление быть нужным людям. Для него не имело значения, где оставлять добрый след – в Грузии или в России. Была одна на всех страна. И поэтому он вместе со своими коллегами поехал в российскую провинцию «поднимать» дороги. Фактически благодаря таким, как А.Д. Гоциридзе, сейчас вологодский регион выгодно отличается от других регионов России по наличию «твердых» километров автодорог и оснащенности их капитальными мостами.

Бежит время, словно спешащая за горизонт дорога. В марте 2012 года основателя и бессменного руководителя ООО «Мостовик» - Александра Дианозовича Гоциридзе не стало. А его помнят и вспоминают добрым словом. И за то, что считал обязательным делом – подставить плечо слабому. И за умение гостей встречать по-кавказски - богатым застольем с настоящим грузинским вином. А главное -за то, что не изменял себе, любил и строил мосты.

Сегодня дело отца продолжают сыновья – Александр и Амиран Гоциридзе, мостостроители из российской провинции. И неразрывна эта преемственность так же, как неразрывны дороги и мосты.

Провинциальнее некуда…

Вологодчина… Уже в самом этом слове слышится неспешная напевность природы, основательность и несуетность здешних людей. 145 тыс. км2 - площадь Австрии, Албании и Бельгии вместе взятых - занимает богатая озёрами и реками Вологодчина.

Испокон века сооружали вологжане переправы, прокладывали водные пути, налаживали торговые связи, обживая ранее никому неведомые пространства. И в этот заповедный край приехали чужаки, которые со временем станут своими – мостовики. И узнают они вот что.

Тотьма и село имени Бабушкина (древний Леденгск) - край, где впервые на Руси стали добывать соль. Из глубоких шахтных колодцев рабочие поднимали на поверхность тяжелые бадьи с рассолом, затем в больших железных сковородах, висящих над кострами, выпаривали соль. Не раз соляные варницы подвергались опустошениям: в 1539 году – казанскими татарами, а в эпоху смутного времени - отрядами беглых поляков. Но производство снова возрождалось. В XVII веке оно достигло уже 200 тысяч пудов соли в год. Богатства многих местных купцов выросли за счет солеварен. А тотемские солепромышленники Строгановы на полученные доходы возвели великолепную церковь Воскресения Христова.

Тотьма. Находившийся на важном торговом пути из Московского государства через Белое Море в страны Западной Европы, посад Тотьма быстро расширялся и богател. Летом 1693 года в Тотьме побывал Петр I и за четыре дня ознакомился с процессом солеварения, поговорил с тотемскими корабелами, посмотрел корабельный лес...

 

Тотьма. Входоиерусалимская церковь. 

На фото:

Тотьма. Входоиерусалимская церковь.

 

В XVIII веке соляные промыслы в Тотьме и Леденгске (село им. Бабушкина) потеряли общегосударственное значение, производство постепенно сократилось до объемов местного потребления. В феврале 1725 года через Тотьму проследовала первая правительственная экспедиция В. Беринга и А. Чирикова, направлявшаяся на Камчатку. Спустя некоторое время, за богатством и удачей потянулись вологодские, великоустюгские, каргопольские купцы и посадские люди. Не остались в стороне и тотьмичи. В 1747 году тотемский купец Федор Холодилов. в компании с иркутским купцом Никифором Трапезниковым, снарядили и отправили на промыслы к берегам острова Беринга судно «Иоанн». Это стало началом освоения новых земель в Русской Америке. Так что совсем не зря Тотьму называют родиной отечественных мореходов.

Благодаря морским путешествиям в XVIII веке в Тотьму стекались огромные капиталы. На деньги купцов-мореходов было построено большинство тотемских храмов, в том числе и Церковь Входа в Иерусалим. Сейчас в ней музей мореплавателей. Братья Григорий и Петр Пановы - снаряди 11 экспедиций на Алеутские острова и Аляску, доставили к царскому двору ранее невиданные меха американских черных лисиц, за что самой императрицей Екатериной II были награждены золотыми медалями. Тимофей и Семен Мясниковы, Степан Черепанов, Степан Корелин, Арсений Кузнецов… Заслуга тотемских мореходов неоценима в области торговых связей. Им принадлежит ряд географических открытий, таких, как Андреяновские острова, острова Акун, Унга, Кадьяк. А первым составителем карты островов Алеутской гряды, подытоживавшей русские открытия в Тихом океане за 20 лет, стал тотьмич Петр Шишкин. Высокую оценку карте Шишкина дал сам Ломоносов.

И еще одно имя из славной одиссеи здешних мореходов-первооткрывателей. Иван Александрович Кусков - исследователь Аляски и Калифорнии, основатель русской колонии Форт Росс в Америке. С 1812 по 1821 год он был правителем Форта Росс, и все эти годы занимался не только торговлей и хозяйством, но и проводил широкую исследовательскую работу. Умер И.А. Кусков в родной Тотьме, где и был похоронен на кладбище Спасо-Суморина монастыря.

В наше время о славном прошлом тотемских мореходов узнает каждый гость, едва обратит внимание на красивейшие местные храмы, каковых сохранилось немало. Словно корабли плывут их купола по синей глади неба, возвышаясь над временем и земной суетой.

 

Село им. Бабушкина (с XIV в. до 1941 г. – с. Леденгское). Среди лесов и болот, на востоке Вологодской области, раскинулось это старинное село вдоль берега реки Леденьга. Благодаря открытию подземных соляных озёр, край этот быстро обживался и богател. Немалыми деньгами от продажи соли располагали местные купцы, и на «соляные» доходы построили в селе каменную церковь, по размерам и красоте мало отличавшуюся от знаменитых храмов соседней Тотьмы.

Много имен уроженцев Леденгского края - современного Бабушкинского района - вошли в историю и стали известны за пределами нашей страны. Так, соляные богатства привели некогда в с. Леденьгское Илью Петровича Чайковского - отца великого композитора. Будучи начальником Онежского соляного правления, он немало заботился о благоустройстве села, был инициатором открытия первого училища для детей солеваров. И еще одно имя - это родившийся в селе Леденгском 15 января 1873 года в семье солевара революционер Иван Васильевич Бабушкин, в честь которого было переименовано село.

 Памятный знак на родине космонавта П.И. Беляева в с. Челищево Бабушкинского района.

На фото:

Памятный знак на родине космонавта П.И. Беляева в с. Челищево Бабушкинского района.

 

Имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта Павла Ивановича Беляева, который 10 марта 1965 года вместе с Алексеем Леоновым на корабле «Восход-2» совершил исторический полет в Космос, - вселяет гордость в сердце каждого россиянина. Из здешних мест и советский дипломат, кандидат исторических наук Иван Васильевич Самыловский, и контр-адмирал Иван Иванович Папылев…

А места здесь удивительно хороши! Вот, например, Князев ключ. Сейчас сюда съезжаются паломники. Есть легенда: мол, в стародавние времена из этого целебного ключа вода била фонтаном на высоту более полуметра, и ее доставляли для больного московского князя. После исцеления князь посетил этот чудесный источник, с тех пор местные жители называют его Князев ключ.

Есть еще Бабозерская Никольская пустынь, вернее – то, что от нее осталось под влиянием времени и дурных людей. По преданию, в дохристианские времена тут было языческое святилище Бабы-Макоши, и озеро, что поблизости, получило название Бабьего. Его площадь 14 га (2х3 км», глубина – до трех метров), оно и в наши дни считается святым. Наверное, потому, что когда-то около него монах Сергий построил церковь. А, может быть, потому, что вмешалась геофизика –озеро ледникового происхождения и, возможно, поэтому исцеляет от многих болезней.

Еще одна достопримечательность - в 1880 году на пожертвования крестьян построенная без единого гвоздя и пилы, только при помощи топора, Церковь Святых бесребренников Косьмы и Домиана. Перенесла она пожар и до сих пор восстановлена не полностью.

Вот в каком чудном месте живут и работают обычные люди. Растят хлеб, строят мосты,… строят нашу общую страну.

 

Мосты разные нужны…

Каждый раз, когда удается поближе познакомиться с мостовиками, находишь в них общее, сокровенное. Они любят сам процесс строительства. До самозабвения! Такой мужской любовью, которая не в словах, а в делах. И даже в нечастые дни отдыха говорят о своей работе, обсуждают проблемы и решения.

В строительстве всякого дорожного объекта задействованы силы не только дорожников и мостовиков, но и предприятий-смежников. Такой мощный конгломерат интеллекта, людских и технических ресурсов непременно дает хороший результат.

 

Говорит М.А. Захаров, начальник строительного Управления по Вологодской области ЗАО «ВАД» (одной из крупнейших дорожно-строительных организаций Северо-Запада РФ):

-Строительная организация «Мостовик» зарекомендовала себя в качестве надежного партнера. Каждый построенный или отремонтированный ими объект - образец честно выполненной работы. Эта мостостроительная компания заслуживает высокого уважения, потому что целенаправленно и стабильно строит мосты в глубинных районах Русского Севера.

 

Но как им это удается – возводить экономичные объекты, при этом продолжая развиваться? На этот и другие вопросы отвечает директор ООО «Мостовик» А.А. Гоциридзе.

 

-Александр Александрович, ООО «Мостовик» уже шагнул за границы отдельной территории, на которой работал много лет. Нет намерений переходить на более крупные объекты?

-За пределами Вологодской области мы работаем с 2006 года. У нас крепкий коллектив, прочные связи с поставщиками. Пример - мост через Печеньжицу в Вологодской области, что на автодороге Чуриловка – Большое Великодворье. Мы получили заказ на его строительство в начале 2013 года. Старый деревянный мост давно отслужил свое и мог обрушиться в любой момент прямо под пассажирским автобусом, курсирующим между населенными пунктами. Но финансирование запаздывало, пришлось брать кредит. Сроки строительства мы не сорвали, не стали «слабым звеном». Не подвели нас и поставщики – Подпорожский завод (железобетон), Вологодская коммерческая компания (цемент, щебень), УПТК «Вологодавтодора» (гранитный щебень), заводы г. Вологды (металл). И уже в этом году мы сдадим этот мост в эксплуатацию.

 

-А как вы решились перебросить силы «Мостовика» на Крайний Север, в Ненецкий автономный округ? Это же большие расстояния и издержки!

- Я был уверен, что мы справимся и выполним контракт по ремонту моста через реку Качгортинская Курья в Нарьян-Маре. Да, было очень не просто, но жутко интересно. Представьте себе: летом дороги нет, поэтому до наступления холодов по речным путям (по морю долго и дорого) надо успеть баржами переправить основной груз. А до этого заказать вагоны, загрузить их и по железной дороге доставить до Усинска. Оттуда перегрузить и перевезти на базу, откуда грузы перегружали уже на баржи и по Печоре отправляли в порт Нарьян-Мара. Пришлось делать четыре рейса по реке, на каждый ушло по 5 суток. А работники машинами добирались неделю, проехав по трем «зимникам» и ледовую переправу через реку Печору. Тем не менее, мы справились - за полгода отремонтировали и этот мост.

 

-Что, на ваш взгляд, сегодня является для мостостроения серьезной проблемой, которую вы, возможно, уже самостоятельно решаете?

-Одна из серьезных проблем – нехватка специалистов, имеющих достаточный опыт работы на самых разных мостах. Разрушена единая система интеграции кадров. Ведь как было во времена наших отцов, ветеранов-мостовиков. Скажем, грузинские мостостроители возводили грандиозные сооружения не только в горах Кавказа, а и через реки Поволжья, Украины и Белоруссии. Работая в системе «Автомост», они оказались в Вологодской области. А когда не стало союзного государства, местная власть им предложила остаться в вологодской глубинке навсегда и продолжить развитие территорий. То есть, наработанный десятилетиями опыт пригодился, в итоге сегодня Вологодчина оснащена крепкими мостовыми сооружениями на зависть другим регионам.

К сожалению, аксакалы-мостовики уходят, а вместе с ними уходит культура мостостроя. Мне, моему брату Амирану Гоциридзе, моему заместителю и другу Эдуарду Аврамову, другим специалистам из ООО «Мостовик» повезло эту культуру перенять от А.Д. Гоциридзе и от старших коллег. Теперь стараемся в нашем коллективе культивировать полученный опыт, и даже некоторые человеческие качества воспитываем среди молодых кадров.

 

-Какими видятся перспективы предприятия?

-Мы прочно занимаем свою нишу. «Мостовик» строит и ремонтирует различные инженерные сооружения там, куда крупные мостостроительные компании не пойдут, потому что их амортизационные и прочие расходы не окупятся. Но ведь мосты на дорогах, связывающих небольшие города, деревни и села, не менее нужны людям.

ООО «Мостовик» выполняет на первый взгляд не столь заметную, но очень важную задачу. Для самых отдаленных населенных пунктов мы обеспечиваем связь с внешним миром. И эту благородную функцию собираемся выполнять впредь. Так что перспективы «Мостовика» теснейшим образом связаны с перспективами развития нашей страны в самой что ни на есть ее глубине, каковой является российская провинция.

 

Елена Москалёва